суббота, 27 июня 2009 г.

Всё о DOT

   Пост о различиях DOT. О выборе, взаимозаменяемости, технических характеристиках. Не секрет что для работы гидравлических тормозов необходима жидкость. И при прокачке тормозов, работающих на минеральном масле, вопросов обычно не возникает, то если в системе в качестве тормозной жидкости используется DOT  возникает ряд вопросов. Например: "Какой DOT использовать?", "Можно ли смешивать DOT3 и DOT5.1?" и т.п.


Вообще существует два типа DOT: на силиконовой(DOT5) и на гликолевой(все остальные) основе. Внутри типов смешивать можно, между - нельзя. Если вы хотели узнать только это - можете уже бежать покупать то что вам больше подойдёт и дальше не читать. Кому интересно какие же у них еще есть отличия и зачем их столько разных видов - читаем дальше.

А различаются DOTы по следующим, наиболее важным характеристикам.

1. Температура кипения

При торможении колодки трутся об ротор. Тепло выделяющееся на колодках через поршни и калипер переходит к тормозной жидкости, которая при превышении определённой температуры начинает кипеть, выделяя растворенный в ней газ. Это чревато образованием паровых пробок и отказом тормозной системы, что на большой скорости может плохо закончится.Различают две температуры кипения тормозной жидкости: сухой (т.е. не насыщенной влагой)и увлажнённой, содержащей до 3.5% влаги. Вторая характеризует температуры, при которой жидкость будет закипать через 1.5-2 года эксплуатации.

2. Вязкость

Вязкость жидкости характеризует способность жидкости проходить по системе. Замерзшая тормозная жидкость может блокировать работу тормозов. Если вязкость большая - жидкость с трудом будет протекать по системе, если слишком жидкая - увеличивается вероятность возможной протечки. Поэтому в стандартах прописаны определённые пределы вязкости.
(Подробности для любознательных: в стандарте, разработанном Международным объединением инженеров транспорта (SAE), прямо указано, что вязкость тормозной жидкости при -40°С не должна превышать 1800 сСт (мм2/с). Кроме SAE, требования к тормозным жидкостям отражены в документах американского Федерального общества по безопасности транспортных средств FMVSS. В них предусмотрены три нормативных класса: DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.)

3. Воздействие на резиновые детали

Тормозная жидкость не должна реагировать с резиновыми деталями и элементами уплотнений больше определённых стандартами пределов. Т.е. разбухание, усадка, эластичность резиновых изделий должны носить умеренный характер.

4. Воздействие на металлы

В тормозной жидкости не должны корродировать детали из стали, чугуна и аллюминия, иначе либо закиснут поршни, либо слишком быстро будут изнашиваться манжеты тормозных цилиндров.

5. Смазывающие свойства

Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности.

6. Термостабильность

Устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ вызывают коррозию металлов и снижение температуры кипения.

7. Гигроскопичность

Тормозные жидкости на гликолевой основе способны впитывать влагу. Чем больше влаги растворено в ТЖ, тем ниже ее температура кипения, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.

8. Совместимость

Возможность смешивать с другими видами тормозных жидкостей, без вступления их компонентов в химическую реакцию. 

DOT3

– гликолевая основа
– сверхвысокая гигроскопичность
– Tкип(сухой) – +205°C
– Tкип(увлажнённой) – +140°C
– стабильность вязкость при -40С – менее 1500
мм2
– стабильность вязкости при +100С – более 1,5 мм2
– срок службы – 10-12 месяцев

DOT4
– гликолевая основа
– сверхвысокая гигроскопичность
– Tкип(сухой) – +230°C (реально - около 260°C)
– Tкип(увлажнённой) – +155°C
– стабильность вязкость при -40С – менее 1800 мм2

– стабильность вязкости при +100С – более 1,5 мм2
– срок службы - 24 месяца

DOT5
– силиконовая основа
– практически нулевая гигроскопичность
– Tкип – +260°C (реально – до 300°С)
– стабильность вязкость при -40С – менее 900 мм2

– стабильность вязкости при +100С – более 1,5 мм2
– высокие смазывающие свойства, при этом полное отсутствие антикоррозионных свойств
– срок службы – до 15 лет

DOT5.1
– гликолевая основа
– низкая гигроскопичность
– высочайшая текучесть
– Tкип(сухой) – +260°C (реально – около 280°C)
– Tкип(увлажнённой) – +180°C
– стабильность вязкость при -40С – менее 900 мм2

– стабильность вязкости при +100С – более 1,5 мм2
– срок службы – до 5 лет

Свойства тормозной жидкости обеспечивается синтетическими присадками.

Также на рынке можно встретить различные вариации типа DOT4.5, DOT4+ и т.д. Дам по этому поводу цитату.

Поскольку стандарт не знает такого класса как DOT 4.5 (на графике пунктиром), то изучение надписей на коробках и ассортимента продаваемой продукции показало, что это тот же DOT 4, с присадками позволяющими повысить некоторые характеристики, в том числе и температуру кипения. На самом деле кривая температуры кипения DOT 4.5 может распологаться во всём диапазоне пространства от красной (DOT 4) до жёлтой (DOT 5) линии, в зависимости от того, что туда напихал производитель.

Многие производители, придерживаясь классификации в соответствии со стандартом выпускают тормозную жидкость с более высокими показателями, чем это требуется для их и даже более высокого класса, таким например является неприкаянный DOT 4.5 или встречающийся иногда Super DOT 4. Не буду называть производителя последней марки, отмечу лишь что производитель заявлет по всем пунктам характеристики значительно превосходящие даже DOT 5.1 в стандарте. Так почему же тогда он всё таки 4, а не 5.1? Ответ кроется в детальном анализе содержимого, который должна пройти жидкость при сертификации и маркетинговом желании продать подороже то, что есть. Чаще всего продукты маркировок DOT 4+, DOT 4.5, Super DOT 4 и т.д. действительно превосходят по части параметров тот же DOT 4, но не отвечают по каким либо отдельным требованиям более высокому классу, например могут не содержать в достаточном объёме (или вообще не содержать) антикоррозионных присадок, наличие которых требует маркировка DOT 5.1, так что главное понимать, что будь тормозная жидкость хоть MegaPuper DOT 4.999, она всё равно по сути своей является обычным DOT 4 и не более того.

О смешивании.
Смешивать можно: DOT3, DOT4, DOT5.1 в любых сочетаниях.
Нельзя: DOT5 с любыми другими.

Наилучшим способом перейти на DOT5 является полная переборка гидравлической системы.Так как DOT5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в гидравлике. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек.

Ну вот собственно и всё. Если кому ещё что непонятно – отвечу в комментариях.

0 комент:

Отправить комментарий